Перетягивание палки

0 Comments

Перетягивание палки — забава, известная также как перетяжки, в которой соревнующиеся садятся на землю и упираются подошвами слегка согнутых ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и тянут её каждый в свою сторону. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли, коснуться земли локтем или выпустить палку из рук.

Состязание в перетягивании палки зафиксировано, практически, у всех народов. В Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины в XX в. это состязание называлось «бук тянуть» («бука тянуть»). У эвенков это состязание известно под названием «талты юх» или «нюл талили», у коми-зырян – «кыскан», у ненцев – «иэхэтуклма», у якутов «мас тардыы».

Состязание в программе русских игр
Соревнования по перетягиванию палки входят в программу русских традиционных игр. Соревнуются борцы в возрастных группах 15-17 лет и с 18 лет в нескольких весовых категориях и без учёта веса участников. Поединки проводятся с упором ногами в разделительную доску, укреплённую между соревнующимися, по правилу до трёх раз (победитель поединка определяется по итогам трёх схваток). Соревнования проводятся по системе на вызов. В следующий круг проходят участники одержавшие одну победу. По итогам состязания выявляется лучший участник в каждой весовой категории и заправский борец — победитель в состязании без учёта веса.

Перетягивание палки в изобразительных источниках
В отечественных изобразительных источниках сюжет с изображением состязаний в перетягивании палки встречается с XIV по XIX вв. Перетягивание или переталкивание палки, правда, в положении стоя, изображено в древнерусском рукописном памятнике XIV в. «Микулино Евангелие». В «Истории Сибирской» (1689 г.) С.У. Ремезова в серии миниатюр «Детство Ермака» изображены два молодых мужчины, перетягивающих палку сидя.

Фрагмент рисунка «Молодость Ермака» из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (1689 г.):
Перетяжки в войске Ермака: фрагмент рисунка «Молодость Ермака» из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (1689 г.)
На рисунке «Крестьяне Ярославской губернии» из книги знаменитого художника Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства» (1836 г.) перетягивают палку сидя два крестьянина Ярославской губернии. В экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского выставлена небольшая статуэтка фабрики Кузнецовых, изображающая двух мужчин – молодого безусого парня и взрослого бородатого мужчину, – перетягивающих короткую палку на избяном полу:
Перетяжки на рисунке «Крестьяне Ярославской губернии» из книги знаменитого художника Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства» (1836 г.)
Солнцев Ф.Г. Крестьяне Ярославской губернии (фрагмент) 1836 г. Фарфоровая статуэтка второй половины XIX в. фабрики Кузнецовых. Воронежский музей изобразительных искусств им. И.Н. Крамского:
Перетяжки: фарфоровая статуэтка второй пол. XIX в., фабрики Кузнецовых, Воронежский музей изобразительных искусств им. И.Н. Крамского
Упоминание о состязаниях
в перетягивании палки
Перетягивание палки как популярную мужскую забаву отмечают русские этнографы и писатели XIX – XX в. В знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля 1865 г. описана забава «тянуться или тягаться через палку»: «Тянуться или тягаться с кем, пытать силы, перетягивая друг друга <…> через палку: садятся наземь, упершись друг в друга подошвами, хватаются руками за поперечную палку и тянут противника на себя» [2].

Вологодские корреспонденты конца XIX в. этнографического бюро князя В.Н. Тенишева дают подробнейшее описание перетягивания палки в сидячем положении. «Для пробы силы “тягаются на палках”, т. е. за одну короткую крепкую палку берутся два мужика, садятся на землю друг перед другом, упираются ногами друг в друга и начинают тянуть палку каждый в свою сторону; который перетянет, тот и победил» [6, С.28]. «…Мужик встал и сказал парню: “А давай-ко, на скавках тянуться, дак я те покажу куськину мать, так через голову и юбылызну (перекину)”. Парень согласился тянуться на скалках. Для этого принесли толстый коротенький батог. Противники сели на пол, уперлись ногами, и на носки их положили палку, за которую оба взялись руками. “Готово ли?” – спросил парень. “Готово!” – ответил мужик, после чего оба потянули палку в свою сторону. Перевес оказался на стороне мужика, и он поднял парня, который плотно сжатыми в коленях ногами упирался в ноги мужика, и перекинул его чрез свою голову, причем сам ловко увернулся в сторону. Парень плашмя упал на пол» [6, С.28]. «Поваленный [в борьбе – К. В.] <…> предлагает иначе померять силу, давай-ка, потянемся на палке. Усаживаются на пол или на землю друг против друга, взявши в руки палку и держась оба за неё, причём, упершись ногами, тянуться, пока один из них не перетянет» [7]. Самым интересным свидетельством является описание поединка один против двух: «Два парня предложили ему [мужику – К. В.], что они двое его легко перетянут. “А вот и не перетянуть!” – сказал мужик, хитро улыбаясь. Парни возразили: «Перетенём!» – “А коли я вас перетяну, то шемелу пробьите три раза по всей избе”. Парни согласились и сели тянуться. Мужик, поощряемый возгласами других, напряг все свои силы и перетянул обоих парней» [6, С.137].

Перетягивание на палках отмечается этнографами как одна из самых популярных «гимнастических забав» на Троицу и другие летние праздники в сибирской деревне [5].

Известный русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе о заводской жизни на Урале «Три конца» (1890 г.), видимо, упоминает эту разновидность поединка. Один из героев – Терёшка-казак − предлагает разбойнику Окулке: «Хочешь, потянемся на палке…» [4].

М. Горький в романе «Дело Артамоновых» (1925 г.) упоминает перетягивание на палках два раза как одну из праздничных забав фабричных рабочих. Сам хозяин фабрики Илья Артамонов «тянулся на палке с гарнизонными солдатами» [1, С.122]. «В Николин день фабричные «мужики стали пробовать силу, тянулись на палке, боролись» [1, 155].

Судя по литературным данным, этот простой вид поединка бытовал у в мужской среде и в 1970-х гг. Так, в книге писателя И.Б. Кашафутдинова «Тоскую по океану» (1968 г.) мы находим яркое описание этого поединка, состоявшегося между матросами:

«– Ну-ка, ну-ка… – пробормотал опешивший Юрка, вышел в коридор, сорвал с пожарного щита пурпурный лом и вернулся. – Ну-ка, садись…

Он сел и кивком пригласил Чиликина. Тот все так же спокойно принял вызов, смахнул старой тельняшкой пыль с палубы и сел. Упершись ступнями ног, они по команде начали поединок. С хрустом задвигались лопатки. Наконец Юрка оторвал Чиликина от палубы. Мы облегченно вздохнули.

– Еще раз, – спокойно сказал Чиликин. – Будь другом.

В этот раз Юрка сплоховал: перелетел через голову Чиликина» [3].

Автор статьи: Колчев В.Ю.
Литература:

1. Горький М. Дело Артамоновых. М., 1973. – Т. 18. – С. 182, 155.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. – Т. IV. – C. 453.

3. Кашафутдинов И. Б. Тоскую по океану. М., 1968. – С. 38-39.

4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Три конца. Свердловск, 1982. – С. 52.
5. Миненко Н. А. Жива старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX вв. Новосибирск, 1989. – С. 142.

6. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нарвы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. СПб., 2007. – Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 3. Никольский и Сольвычегодский у. – С. 28, 137.

7. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нарвы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. СПб., 2008. – Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 4. Тотемский, Устьсысольский, Устюгский и Яренские уезды. – С. 537.