Этническое направление в ювелирном искусстве конца XX – начала XXI вв.
Этническое направление известно в различных жанрах декоративно-прикладного искусства уже несколько столетий. Его отличительной чертой выступает интерес художников к визуальным формам и содержательной составляющей этнокультурного наследия, созданного в истории своей страны либо, наоборот, отдаленных стран и стремление к художественному переносу характерных, узнаваемых черт этих артефактов в современный контекст.
Из собрания Российского этнографического музея
«Обереги». Ювелирная фирма «Амбер». Кострома 2014 год. Автор идеи – Р. Зевакин. Основу составляют клыки хищников – волка, медведя, кабана, а литые серебряные навершия изображают головы этих зверей. Известно, что добытые клыки волка, медведя вплоть до середины XX в. русские охотники на Европейском Севере и в Сибири носили на груди – и как оберег, и для привлечения удачи. Современные репрезенты хищников скорее воспринимаются владельцами как статусное украшение мужчины.
Общественные потребности, предрасполагающие к активизации этнического направления в ДПИ, в разные эпохи различаются. Это может быть стремление к историко-культурной консолидации, осознанию своей национальной самобытности, и для выражения этого требуются этносимволы, насыщение ими повседневности. Или же происходит поиск новых эстетических впечатлений путем виртуального погружения в инокультурную реальность, с ее несколько иными человеческими смыслами, иной монументальностью и иной нюансировкой.
Можно с уверенностью назвать два главных фактора актуализации за последние несколько десятилетий этнического направления в ДПИ, в том числе и ювелирном искусстве, у дизайнеров, работающих на территории бывшего СССР. Первым фактором, несомненно, выступает рост этно-национального и этноконфессионального самосознания, поиск исторически объективных и, одновременно, эстетически убедительных форм собственной идентичности.
Второй фактор – общего порядка, распространившийся и на территорию бывшего СССР с преодолением обособленности от остального мира, состоит в действии процессов глобализации, чреватых расширением новых форм межкультурной коммуникации, включая и международные ювелирные конкурсы, выставки, мастер-классы и, конечно, международный туризм. Последний нацелен, в числе прочего, также на познание этнокультурных локальных традиций. Британский социолог Д. Урри в 1998 г. сформулировал концепцию «туристского взгляда»: международный турист испытывает потребность погружения в иную этнокультурную действительность, чтобы насладиться, находясь внутри нее, особенными впечатлениями – представить «себя в пространстве ощущений «других» и в многообразных чувственных ландшафтах»; для некоторых не менее значимо воображаемое путешествие.
Возникшие под действием двух названных факторов новые многоуровневые процессы взаимодействия личности и культуры повлияли также на развитие моды и дизайна, сделав более актуальным и разнообразным дальнейшее развитие этнического направления. В последние десятилетия, как отмечено петербургским культурологом А.Ю. Демшиной, этническое направление «является одним из самых востребованных в дизайне, проявляется как в длительных, так и в кратких модных циклах». В ситуации глобализации культуры это направление «воспринимается противовесом унификационным процессам как альтернатива массовой культуре», оно «созвучно с поиском уникального, с романтическим стремлением к репрезентации особенного».
Из собрания Российского этнографического музея
Ювелирная фирма «Ku s Ku» г. Кострома 2017 год. Оригинальное авторское обобщение представлено в изделии массового производства. Оно состоит из двух сетов: кольца-трансформеры и пара серег с цветной эмалью и вставками из полудрагоценных камней. В форме серег сразу же прочитываются и лопасти прялок, и резные детали, характерные для декора фронтона русской избы. Обрамляя женское лицо, серьги, по-видимому, символизируют такие индивидуально-личностные, одобряемые и в традиционной, и современной культуре черты, как умение обустроить семейный быт, домовитость.
Та или иная этническая традиция, преломленная в творчестве мастера, может стать источником формообразования; в этом смысле искусствоведы признают существование этностиля. На материале ювелирного искусства 1960-1970-х гг. на это обратила внимание И.Ю. Перфильева, отметившая, что при усилении интереса к этническим истокам у русских мастеров, использовавших также общеевропейское наследие, возникали «стилевые заимствования», нацеленные скорее не на цитирование, а на оригинальное воссоздание образов, лежащих в основе прежних образцов.
В коллективном труде, приуроченном к выставке 200-2001 г. в Лозанне, посвященной этническому направлению в творчестве современных западно-европейских ювелиров, акцент поставлен на том, что уже с 1980-х гг. происходит преодоление прежней эстетики, подчиненной прежде всего декоративной функции, а также давлению рынка, и ювелирное украшение становится преимущественно «средством отстаивания полного индивидуального выражения – и для творца, и для того, кто приобретает». Если в традиционном обществе украшение (parure) «манифестирует социальную структуру, воплощает систему верований и коммуникацию», то в современном индивидуализированном – украшение (bijou) служит личности способом выразить себя.
Украшения, в том числе ювелирные, благодаря своей компактности, относительной автономности от изначального вещевого контекста, а также своей универсальности – ввиду психолого-антропологического единства человеческих культур, могут быть в принципе перенесены из одной историко-культурной ситуации в другую. Можно выделить три основных модуса – три целостных варианта реализации этнического направления в современном ювелирном искусстве, которые проистекают из различных творческих установок мастера:
– стремление к максимально точному воспроизведению традиционного предмета; происходит копирование старинных образцов, с возможной некоторой заменой материалов, крепежных элементов на современные, с незначительным изменением размеров; владелец изделия предстает как репрезент конкретной культуры;
– создание изделия, схожего с традиционным для какой-то конкретной культуры, – по его назначению, или только по форме, или каким-либо отдельным характеристикам материала, или техники, орнаментики; любой из этих элементов способен символизировать этническую идентичность владельца;
– создание не путем воспроизведения, в целом или отчасти, традиционного украшения, а через авторский анализ художественного наследия, проникновение в его этнокультурный образ; порой используется синтез характерных элементов, но прежде встречавшихся лишь по отдельности; созданный художником новый образ берет на себя роль этносимвола, и возникает предпосылка более гибкого применения такого изделия для выражения индивидуальной «загадки» личности владельца.
Из собрания Российского этнографического музея
«Осколки солнца». Автор: Т. Кононова г. Якутск 2017 год. Произведение в своей композиции содержит аллюзию к орнаментальному элементу, характерному для комплекта традиционных женских украшений, а именно солярному диску, встречающемуся в нем трижды: на шапке, начельнике и подвеске к гривне. В авторском изделии солярный диск помещен в центре, а компоновка прочих элементов создает впечатление сияния; таким образом, исходящий от женского лица свет символизирует архетип – энергию солнца, дающую жизнь.
Современное ювелирное украшение, выполненное в том или ином варианте этнического направления, оказывается изъятым из прежнего контекста и вовлеченным в новый: иначе сочетается с костюмом, прической, кожей, лицом и, возможно, для его владельца обретает иной смысл. Порой исторически или этнически «чужое» благодаря реализованному замыслу дизайнера обретает место в контексте «своего». Самоценным предстает синтетический образ, созданный авторским проникновением, а также свойства, приписываемые в конкретной культуре материалу и, конечно, изображенному в миниатюре традиционному предмету (например, прялке, имитации солярного диска).
Анна Владимировна Ратникова, Российский этнографический музей,
научный сотрудник ведущей категории.
Александр Борисович Островский,
Российский этнографический музей, научный сотрудник главной категории